Пока горячее: что нужно знать об IPO индийской доставки еды Swiggy — РБК Отрасли
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Swiggy — индийский сервис доставки. Известность в стране он получил благодаря доставке еды, однако у компании сегодня также есть доставка продуктов (Swiggy Instamart) и посылок (Swiggy Genie).
Swiggy появился еще в 2011 году и сначала назывался Bundl. Сервис представлял собой службу курьерской доставки по Индии. Его разработали Шрихарша Магети и Нандан Редди, знакомые еще с университета. В 2014 году к проекту присоединился Рахул Джаймини, ранее работавший в маркетплейсе Myntra. Площадка сменила название, а заодно и концепцию: было решено переориентироваться на доставку еды. Сначала Swiggy сотрудничал лишь с парой ресторанов в районе Корамангала города Бангалор, а через год начал расширяться. Причиной этому стал первый инвестиционный раунд.
Первыми в компанию поверили венчурный инвестор Accel и SAIF Partners — они вложили $2 млн. В следующем году еще два инвестора вложили в компанию $15 млн, а еще через год сервис смог привлечь еще $80 млн. Суммарно за десять лет Swiggy смог привлечь более $3,5 млрд в рамках 15 инвестиционных раундов. В них приняли участие Prosus, Tencent, Baron Group, Invesco и ряд других инвесторов.
К началу 2024 года компанию оценивали в $13,3 млрд. Swiggy — один из лидеров индийского сегмента фудтех и одна из двух ведущих компаний в этой отрасли, занимая около 40% на рынке доставки еды Индии и за 2023 год заработав больше 60 млрд рупий (около $700 млн).
На этапе подготовки компания планировала продать акций на сумму более 1 млрд рупий (почти $12 млн). Сервис планировал выпустить около 115 млн акций для свободной продажи и 175 млн акций по модели OFS (offer for sale). Стоимость первых акций варьировалась от 371 до 379 рупий за штуку, в одном лоте было 38 акций. Таким образом, минимальный размер вложения составлял 14,7 тыс. рупий (около $175).
В то же время акции OFS стоили всего 1 рупию за акцию. Меньшая стоимость OFS-акций чаще всего связана с желанием компании привлечь дополнительные средства от более надежных инвесторов, таких как фонды, страховые компании и иностранные организации. С учетом больших вложений от зарубежных фондов, например Invesco, которые являются одними из главных инвесторов в индийские компании, ставка на OFS-акции выглядит разумно, считают на рынке. Также в Swiggy планировали распределить часть акций между сотрудниками компании. Они смогут приобрести их по стоимости ниже рынка.
Торговля акциями Swiggy на бирже началась 6 ноября. Размещение можно назвать успешным, поскольку выбранная стратегия сработала, считают в The Economic Times. QIB инвесторы (фонды, банки, крупные компании) купили в шесть раз больше выделенных им акций. Первичное размещение Swiggy также хорошо приняли розничные инвесторы, которые также приобрели на 14% больше акций, чем предполагалось.
Бумаги компании нашли спрос и среди ее сотрудников — они купили в полтора раза больше запланированного. Единственные, кто не оправдал ожидания стартапа, — неинституциональные инвесторы (HNI). Это состоятельные частные инвесторы, которые подписываются на IPO компании в индивидуальном порядке. Они оказались не заинтересованы в первичном размещении Swiggy и купили всего 41% отведенных им акций.
По итогам размещения Swiggy удалось привлечь $1,4 млрд, что стало вторым крупнейшим IPO в Индии в этом году, уступив только размещению Hyundai Motor India.
Главный конкурент Swiggy в Индии — сервис Zomato. Компания была основана в 2008 году в Нью-Дели, а IPO провела в 2021-м. Zomato до сих пор сохраняет лидерство в индустрии, хотя Swiggy и другие конкуренты активно сокращают отрыв. Например, Zomato работает в 560 индийских городах, в то время как Swiggy уже представлен в 500. Темпы роста у компаний тоже не так сильно отличаются: совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) у Zomato — 23 против 15% у Swiggy. Сервис из Нью-Дели лидирует по капитализации, обгоняя Swiggy больше чем в два раза.
Swiggy во многом повторяет путь Zomato. В 2021 году последняя также делала ставку на QIB (им планировали продать 75% всех акций) и также привлекала инвестиции незадолго до IPO. При этом в Zomato провели IPO только спустя 13 лет с момента основания компании, в то время как в Swiggy справились за десять лет. Сходство видят и инвесторы, поэтому при выборе между двумя компаниями многие вкладываются в обе: в Swiggy — как в новичка и яркое экономическое событие, а в Zomato — как в опытного игрока, успевшего оправдать доверие.
Первичное размещение Swiggy смогло привлечь к себе много внимания. Но глобально оно выглядит как попытка компании наконец сбросить конкурента с пьедестала, считают на рынке. В 2020 году индийский рынок фудтеха оценивался в $4,6 млрд, а к 2026-му может вырасти до $21,4 млрд. Быть первым на нем не только престижно, но и выгодно, и в Swiggy, вероятно, сделают все, чтобы из номера два стать номером один, уверены эксперты.