Важная игра: почему Моди пообещал не ужесточать регулирование видеоигр — РБК Отрасли
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В преддверии шестинедельных выборов в парламент Индии, которые проходят с конца апреля по начало июня 2024 года, премьер-министр страны Нарендра Моди сделал символический шаг навстречу геймерам. 13 апреля он опубликовал видео своей встречи с популярными игроками и блогерами-летсплейщиками.
Общаясь с молодежью, он обмолвился, что не считает киберспорт и профессиональный гейминг пагубной страстью сродни азартным играм и не видит необходимости во введении регуляции этой сферы. Звучит разумно и прогрессивно, но отражает ли это реалии индийского рынка видеоигр? И каких последствий для инвестирования в сектор стоит ожидать?
«Саммит» состоялся в резиденции главы правительства в марте 2024 года. Моди посетили профессиональные киберспортсмены Тиртх Мехта и Наман Матхур, известный как MortaL, стримеры Анимеш Агарвал и Аншу Бишт, инфлюенсеры Митхилеш Патанкар, Ганеш Гандатхар и Пайал Дхаре.
В рамках встречи премьер опробовал платформер от индийской студии Raji: An Ancient Epic, a также игру Stumble Guys. Также Нарендра Моди сыграл в ритм-игру Beat Saber, для которой чиновнику потребовался шлем виртуальной реальности.
Помимо проведенного в видеоиграх времени, Моди успел пообщаться с инфлюенсерами, расспросил их о выборе карьеры и в числе прочего заметил, что компьютерные игры — это не то же самое, что азартные игры. Чиновник заявил, что видеоигры в Индии в каких-либо дополнительных ограничениях не нуждаются.
Интерес Нарендры Моди к инфлюенсерам и геймерам неслучаен. На парламентских выборах, которые сейчас проходят в Индии, зарегистрировалось рекордное число (18,5 млн) молодых избирателей — тех, кому только исполнилось 18–19 лет. Видеоигры чрезвычайно популярны в Индии, связанные с ними ролики — самая популярная категория в местном YouTube.
При этом заявления Моди о нежелании вводить дополнительные правила и ограничения для рынка соотносятся с нежеланием правительства Индии тормозить рост этого сегмента экономики. Рынок мобильных игр Индии на сегодняшний день — самый быстрорастущий в мире. В 2023 году общая выручка студий-разработчиц видеоигр страны достигла $3,1 млрд, к 2028 году она может удвоится, приводит Economic Times расчеты Совета по интерактивным развлечениям и инновациям. В Statista видят возможность для еще более быстрого роста — не до $6 млрд, а до $7,5 млрд в 2028 году.
В 2023 году 144 млн индийцев играли в видеоигры, в 2028 году их будет уже 240 млн. Потенциально армия игроков может увеличиться до 548 млн человек, считают аналитики. Сейчас она в значительной степени растет в основном за счет женщин. Если три года назад они составляли лишь пятую часть всего гейм-сообщества, то сейчас — 40%. При этом эксперты ожидают существенный прирост числа киберспортсменов: сейчас видеоиграми профессионально занимаются 500 человек, к 2028 году их число может вырасти в 2,5 раза.
По числу скачиваний игр Индия — мировой лидер с 9,5 млн загрузок в 2023 году. Это 16% от общемирового «пирога». На втором месте Бразилия с 4,5 млн скачиваний, на третьем — США и 4,4 млн загрузок.
Рынок видеоигр Индии составляют 1,4 тыс. компаний. Около 500 из них — студии-разработчицы, их совокупный штат составляет 15 тыс. человек. В течение десяти лет в индустрии может появиться 250 тыс. новых рабочих мест, предполагают аналитики. При этом местный рынок может привлечь иностранные компании: стоимость разработки видеоигр в Индии может стоить на 50–60% дешевле, чем на США или ЕС.
Рынок, который обещает расти почти на 30% в год, привлекателен для инвестиций, и за прошедшие 12 месяцев отмечены ростом числа инкубаторов, созданных специально для индийского геймдева. Весной 2023 года Sony запустила свой инкубатор India Hero Project, где начинающие разработчики могут получить от $100 тыс. Krafton India's Gaming Incubator набрал первую партию команд. Создатели игр получат поддержку в размере от $50 тыс. до $250 тыс.
В начале 2024 года издание The Hindu писало, что для 692 млн интернет-пользователей Индии все более актуальными становятся вопросы безопасности в онлайн-пространстве. Время, которое индиец в среднем проводит в онлайн-приложениях, увеличилось с 2019 года на треть и приблизилось к пяти часам в день.
Финансовый комитет парламента Индии в 2023 году занялся изучением угроз, которые могут нести онлайн-досуг, и пришел к выводу, что онлайн-тотализаторы могут являть собой благодатную почву для схем по отмыванию денег. В 2023 году офшорные игровые организации получили $100 млрд из Индии, рост за прошедшие три года составил 20%. По подсчетам чиновников, на офшорных финансовых операциях Индия теряет $45 млрд налогов в год. Ситуация для разработчиков и издателей видеоигр осложняется тем, что в законе не прописаны отличия видеоигр от онлайн-казино.
Причина проблем с азартными играми в Индии, по мнению экспертов, в высоком уровне бедности. Если геймер в других странах зачастую играет ради развлечения и его легче заставить платить за прокачку персонажа или кастомизацию опыта, то в развивающихся странах пользователя легче заинтересовать, пообещав ему легкий заработок.
Отдельные штаты Индии пытались запретить на своей территории онлайн-гейминг, но они оказались малоэффективны. В январе 2024 года финансовый комитет парламента предложил создать в Индии профильный регуляторный орган по образу и подобию британского. Тогда же Министерство электроники и информационных технологий Индии разработало проект правил для видеоигр.
Если пристальнее взглянуть на то, какие игры делают индийские разработчики и какую выгоду приносят разные жанры, резоны индийских чиновников станут понятны.
Один из крупнейших игроков на рынке — Zupee, основанный в 2018 году разработчик игр Snakes and Ladders и Trump Cards and Cricketbaaz. Выручка фирмы за 2023 год достигла 8,3 млрд рупий (около $100 млн). В основе бизнес-модели — привлечение игроков шансом денежного выигрыша (при том, что геймплей игр, которые предлагает студия, довольно примитивен).
В сравнении с этим показателен пример Juego Studio, одной из самых раскрученных индийских студий, которая производит качественный и разнообразный гейм-контент. Ее портфолио насчитывает десятки игр, в том числе развивающих для детей. В фискальный год, окончившийся 31 марта 2023 года, компания получила выручку в размере всего $3,36 млн.
Еще более примечателен пример с игрой Raji, в которую поиграл Моди на встрече с инфлюенсерами. Это стильный исторический эпик, который был сделан почти «на коленке». В 2017 году студия Nodding Heads Games из Пуны запустила на Kickstarter сбор средств на проект, но из желаемых 120 тыс. британских фунтов собрала едва половину. В 2020 году игра все же вышла, над ее созданием трудились 30 разработчиков. Игра стала популярной и собрала несколько наград, включая Гран-при Taipei Game Awards 2021 года.