Что такое моточасы, как их считать и для чего они нужны :: Autonews

  1. Что такое
  2. Виды счетчиков
  3. Как перевести в километры
  4. Как учитывать
  5. Через сколько менять масло в двигателе

Что такое моточасы

Моточас, или мотор-час — это единица измерения ресурса двигателя. Используется для определения пробега и износа мотора на технике, к которой плохо применим классический счетчик километров — одометр.

Прежде всего в моточасах оценивают пробег тяжелой и специализированной техники: тракторов, бульдозеров, кранов. Актуальна такая система учета и для слабосильных двигателей. Например, в моточасах удобно измерять остаток времени до обслуживания на лодках, квадроциклах и подобных транспортных средствах. Другими словами, моточасы используют там, где регламенты по километражу неудобны или неприменимы совсем. Например, для экскаватора, за год проезжающего от силы несколько километров, удобнее и логичнее считать время работы, а не пробег. Тем не менее учет моточасов — это не просто таймер, установленный на замке зажигания.

Для более точного расчета нагрузки на силовую установку моточас имеет нелинейную характеристику замеров. К этому моменту вернемся чуть позже.

Для экскаватора, за год проезжающего от силы несколько километров, удобнее и логичнее считать время работы, а не пробег
Для экскаватора, за год проезжающего от силы несколько километров, удобнее и логичнее считать время работы, а не пробег (Фото: Sergey Elagin / Business Online / Global Look Press)

Виды счетчиков моточасов

  • Электромеханический. Классический вариант. На сегодняшний день считается устаревшим, но на простой технике типа трактора «Беларусь» актуален до сих пор.
  • Электронный. В работе опирается на сигналы сразу с нескольких датчиков от различных систем двигателя.
  • Индукционный. Подсчитывает количество генераций импульсов зажигания. Неприменим к дизельным моторам.
  • Вибрационный. Заранее калибруется на каждой конкретной машине и ориентируется на уровень вибраций силовой установки, изменяющийся в зависимости от оборотов и нагрузки.

Как перевести моточасы в километры

На данный вопрос есть два ответа. Формально существует определение моточаса с точки зрения приказа Государственного таможенного комитета № 609, утвержденного 2 октября 1996-го. В соответствии с ним один моточас равняется 25 км пробега для автомобилей, 10 км для колесных тракторов и 5 км для гусеничных тракторов. Понятно, что значения крайне усреднены и являются лишь ориентировочными. Куда точнее расчет производит специальный прибор, установленный непосредственно в технике, — счетчик моточасов.

Как считать моточасы

Для подсчета истраченного и остаточного ресурса двигателя на спецтехнике применяется особый прибор. Он так и называется — счетчик моточасов. Исполнение может принципиально различаться и зависит от года выпуска и стоимости устройства. Ранее ресурс считали самые простые механизмы наподобие тахометра — они лишь определяли обороты коленвала. Сегодня на сложные специализированные машины ставят электронные устройства, умеющие считывать множество факторов. Так, продвинутый счетчик одновременно работает с оборотами, температурой масла, импульсами зажигания (если двигатель бензиновый), уровнем вибрации и т. п. Все это учитывается блоком управления, который на основе всех данных вычисляет израсходованные моточасы.

Сегодня на сложные специализированные машины ставят электронные устройства, умеющие считывать множество факторов (Фото: prokatis.ru)

Формула расчетов моточасов по оборотам

Если прибор не такой «умный», как в примере выше, может применяться классическая упрощенная формула по оборотам. Согласно ей, считается, что один моточас на холостых равен часу астрономическому (обычному). С повышением оборотов до средних моточас «ускоряется» на треть, на высоких оборотах — на две трети. Конечно, что считать средними и высокими оборотами — тоже вопрос открытый. Да и двигатели совершенно разные. Тем не менее подобные формулы и сегодня применяют для простых машин.

Через сколько моточасов менять масло в двигателе

Определение срока замены масла является основной задачей учета моточасов. Водитель (или старший механик парка) периодически фиксирует показания счетчика и планирует техобслуживание заранее. В общем случае считается, что интервалы в зависимости от типа моторного масла должны быть следующими:

  • 170–200 моточасов для полусинтетики;
  • 200–250 моточасов для дешевой синтетики (класс SJ/SL по API);
  • 250–300 моточасов для гидрокрекинговой синтетики (класс SM/SN по API);
  • 300–350 моточасов для высококачественной синтетики (ПАО-основа).

Отметим, что, так же как и в случае с оборотами, ориентироваться на приведенные цифры стоит лишь в крайнем случае. Куда правильнее отталкиваться от рекомендаций производителя техники и характеристик конкретного масла. Кроме того, необходимо брать в расчет климатические условия и интенсивность рабочей нагрузки на технику.

Читайте также:

Статьи по теме

Back to top button
Close
sinkronisasi reel pendek pola 4 6 spin yang sering mendahului scatter ketiga riset soft start ketika awal spin terlihat ringan tapi menyimpan momentum besar pola jam senja 18 30 20 30 aktivasi wild lebih rapat dibanding sesi lain deteksi visual micro flash efek singkat yang muncul tepat sebelum pre freespin analisis jalur simbol menyilang indikator non linear menuju burst bertingkat fenomena board padat simbol besar berkumpul sebelum tumble panjang terbuka studi turbo pendek mengapa 6 9 spin cepat lebih sering mengunci momentum perilaku reel awal saat reel 1 2 terlihat berat menjelang aktivasi multiplier pola recovery halus wild tunggal muncul setelah dead spin sebagai sinyal balik arah riset scatter tertahan ketika dua scatter bertahan lama sebelum ledakan aktual efek clean frame stabil layar terlihat bersih tepat saat rtp masuk zona seimbang analogi hujan gerimis tumble kecil berulang yang diam diam mengarah ke burst besar mapping ritme animasi perubahan tempo visual sebagai petunjuk pre burst pola jam malam 21 00 23 00 frekuensi multiplier bertingkat meningkat signifikan reel terakhir aktif aktivasi mendadak di reel 5 sebagai pemicu tumble lanjutan observasi spin manual kontrol ritme yang membantu membaca sinyal sistem deteksi low pay berpola ketika simbol kecil justru menjadi fondasi bonus studi pre burst senyap fase tenang 8 12 spin sebelum ledakan tajam jalur simbol turun naik gerakan dinamis yang mengindikasikan multiplier siap aktif blueprint sesi pendek strategi mengatur awal tengah spin agar momentum tidak terbuang reel tengah menguat pola sinkronisasi halus yang sering jadi awal scatter berlapis riset mini tumble ketika 3 tumble pendek berurutan jadi penanda bonus dekat kabut tipis di layar frame redup yang hampir selalu mengarah ke pre multiplier analisis pola jam 17 00 20 00 wild awal muncul lebih konsisten dari hari sebelumnya slide track tajam pergerakan simbol diagonal yang munculkan fase pre burst fenomena quiet board ketika 10 spin tenang justru memunculkan ledakan mendadak scatter luncur lambat indikator unik bahwa freespin akan terealisasi setelah 2 4 spin pola spin turbo ringkas efektivitas 7 turbo cepat dalam memicu tumble besar perubahan warna clean frame efek putih pucat yang jadi kode sebelum multiplier aktif riset simbol berat ketika high pay turun lebih banyak dari biasanya menjelang bonus analisis rotasi vertikal jalur simbol memanjang yang memperkuat potensi burst pola jam dingin 02 00 04 00 scatter sering bertahan lama sebelum akhirnya terkunci fs simulasi 3000 spin frekuensi wild grip muncul tinggi di pola malam hari reel 5 hyper active tanda bahwa sistem sedang mendorong momentum ke kanan analogi sungai tenang layar tanpa tumble yang justru menyimpan ledakan 2 3 putaran lagi frame gelap sesaat sinyal visual tipis sebelum scatter muncul berturut turut pola recovery wild ketika wild muncul setelah dead spin panjang sebagai pembalik keberuntungan mapping simbol rendah bagaimana low pay yang berulang bisa mengangkat probabilitas bonus reel bergerak serempak efek sinkronisasi singkat sebelum pre freespin sequence pola burst 3 lapisan ketika sistem memberikan tumble berjenjang yang mengarah ke ledakan utama