Особые номера, «запрещенка» и таран. Репортаж из патрульной машины ГАИ :: Autonews

Autonews.ru провел один рабочий день с экипажем ГАИ, выяснив любопытные нюансы, связанные со служебными обязанностями. Рядовые водители о них даже не догадываются. Впрочем, обо всем по порядку.

Когда происходят усиления

Смена у инспекторов проходит в режиме «с восьми до восьми». Патрульный автомобиль числится за двумя экипажами — один работает с утра до вечера, второй заступает в ночь. При этом в случае необходимости на службе могут и задержать.

Обычно подобное происходит при проведении специальных мероприятий, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости усиления контроля за безопасностью на определенных участках. Последнее, к слову, нередко затрагивает выходные и праздничные дни. Кроме того, задерживаться на работе инспекторам приходится при оформлении тяжелых ДТП с пострадавшими, а также дел, связанных с нарушением не только Административного, но и Уголовного кодексов. Все материалы по окончании смены регистрируются в специальном журнале территориальной дежурной части.

Фото: Autonews
Фото: Autonews

Мы, к слову, присоединились к экипажу в Северо-Восточном административном округе столицы. Примечательно, но, по словам инспекторов, далеко не все работающие на этом участке сотрудники проживают неподалеку. Иными словами, дежурить могут на севере города, а жить — на юге. И наоборот. Главный тут принцип — знание районов, улиц, аварийных и прочих потенциально опасных мест, где требуется оперативное вмешательство сотрудников правоохранительных органов.

Почему гаишники чаще стоят, чем ездят

Многие водители уверены в том, что патрули ГАИ больше стоят, чем ездят. Однако это не так. В прямые обязанности экипажа, заступившего на смену, входит инспектирование окрестностей и обследование дорожных участков на предмет неработающих светофоров и повредившихся знаков, брошенных после ДТП автомобилей, а также с целью выявления подозрительных лиц и транспортных средств. Обо всех инцидентах инспекторы тут же сообщают в дежурную часть, где принимается решение о соответствующих мерах.

Кроме того, экипажи курсируют по вверенной им территории, следуя должностным инструкциям по проведению специальных мероприятий. Всевозможные рейды проходят регулярно. К примеру, текущая смена, помимо прочего, отрабатывает задачи по обеспечению безопасности дорожного движения в рамках мероприятия «Внимание — дети». Речь, в частности, о проверке наличия детских кресел в автомобиле, где находятся маленькие пассажиры, а также о предотвращении нарушений на «зебрах».

Фото: Autonews

Именно поэтому мы несколько раз за день останавливались у нерегулируемых пешеходных переходов, фиксируя водителей, не желающих пропускать пеших участников движения. Согласно ст. 12.18 КоАП штраф за подобное нарушение составляет 1,5–2,5 тыс. руб. Правда, при виде Skoda Octavia с мигалкой и синими номерами автомобилисты становятся более лояльными к пешеходам.

«Гораздо больше проблем возникает с велосипедистами, которых в теплое время года в Москве невероятно много. Немногие из них знают Правила, и порой они сами создают аварийные ситуации, нередко провоцируя ДТП. Похожая ситуация с самокатчиками», — поделился в беседе с Autonews.ru инспектор ГАИ.

Каких нарушителей зимой больше, чем летом

По словам инспекторов, последнее время водители стали чаще игнорировать запрещающие сигналы светофоров и даже жезлы полицейских, требующих остановиться.

«Видимо, устают толкаться в беспробудных пробках, свойственных зимой под занавес года», — предполагает сотрудник ГАИ.

Фото: Autonews

Впрочем, непослушных довольно быстро задерживают. Причем оштрафовать могут как за невыполнение остановки транспортного средства (ст. 12.25 КоАП), так и за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции — ст. 19.3 КоАП. И если в первом случае штраф составит от 500 до 800 руб., то во втором наказание окажется гораздо суровее: 4 тыс. руб. штрафа, или арест до 15 суток, или обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.

Впрочем, по словам сотрудников ГАИ, скрываются обычно те, кто позволил себе сесть за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Поэтому санкции в отношении таких водителей значительно строже — штраф в размере 30 тыс. руб. и лишение права управления транспортным средством на срок от 1,5 до 2 лет. Сроки определяет суд.

Фото: Autonews

«Поклонники запрещенных веществ, кстати, зимой особенно активизировались. Такое ощущение, что их стало даже больше, чем пьяных за рулем. Хотя впереди новогодние корпоративы. Вероятно, мы еще немало увидим тех, кто не брезгует спиртным, несмотря на необходимость управления автомобилем», — подытожил инспектор ГАИ.

Если вернуться к любителям проскочить на красный, то после обеда патрульный экипаж наглядно показал, как часто подобным промышляют водители. На одном из Т-образных перекрестков в Северном районе столицы, даже несмотря на припаркованный у дороги служебный автомобиль с включенными проблесковыми маячками, в течение 20 минут под выключенную стрелку проехало несколько автомобилей. Водители почему-то сочли возможным совершить поворот, двигаясь на общий зеленый, за что на них были составлены постановления об административном правонарушении по ст. 12.12 КоАП. Штраф составляет 1 тыс. руб. Повторный проезд на запрещающий сигнал светофора превратит водителя в пешехода на срок до полугода.

Фото: Autonews

Какие водители чаще всего раздражают гаишников

Не исключено, что в упомянутой выше ситуации некоторые водители путаются. Особенно в темное время суток. Однако Правила едины для всех. Хотя, признаются инспекторы, они иногда проявляют лояльность, на которую, впрочем, любителям поспорить рассчитывать не приходится.

«Немало тех, кто начинает требовать предоставить доказательство вины, которая очевидна. В подобных случаях мы предлагаем выбор: можете не подписывать постановление или указать, что с ним не согласны», — говорит инспектор.

Впрочем, гораздо больше у блюстителей правопорядка вызывают недоумение водители, требующие пояснить причину остановки.

Фото: Autonews

«Зачастую они даже сами не понимают то, о чем говорят, ссылаясь на необходимость завершить маневр или обвиняя в ситуации неправильно настроенный светофор», — рассказывает сотрудник ГАИ.

По его словам, такие водители позволяют себе вести диалог с полицейскими на повышенных тонах, а порой и с ненормативной лексикой.

Отдельное указание — тормозить автомобили с иностранными регистрационными знаками. Причем инспекторы проверяют не только законность нахождения машины на территории России, но и пребывания гражданина, управляющего ей. По словам инспекторов, из-за того, что автомобили сейчас для продажи откуда только не везут, количество транспортных средств с заграничными номерами на столичных дорогах заметно выросло. К тому же повышенный интерес к иностранным гражданам обусловлен неспокойной геополитической ситуацией в стране и мире. К слову, в ходе дежурства патруль несколько раз останавливал подобных «рулевых», чьи документы оказались в порядке.

Фото: Autonews

Как устраивают погони

О необходимости задержать того или иного водителя патрулю сообщают по рации прямиком из ситуационного центра. Причем речь может идти как о шофере, сбежавшем с места аварии, так и о злостном нарушителе ПДД, накопившем огромное количество штрафов. Неплательщиков, по словам полицейских, достаточно много. Они занесены в базу, а передвижение автомобиля с соответствующим госномером отслеживается по камерам видеонаблюдения. Данные передаются экипажам, курирующим район, где зафиксирована машина. К слову, в момент дежурства в районе Алтуфьево был блокирован один из таких нарушителей — помощь нашего экипажа не потребовалась.

Разумеется, поступает информация о подозреваемых в совершении различных преступлений, а также управлении транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Как рассказали Autonews.ru гаишники, нетрезвые водители часто сами выдают себя на дороге.

Фото: Autonews

«Хорошо, если не успеют натворить дел, совершить аварию или наезд на препятствие. При виде полиции они, как правило, начинают суетиться, останавливаются заранее, бывает даже, выходят из машины в попытках спрятаться где-нибудь в соседних дворах или поворачивают перед нами к какому-нибудь магазину, который, к примеру, даже не работает. Мы быстро реагируем на такое поведение», — делятся опытом стражи порядка.

На вопрос Autonews.ru, почему российские правоохранители не таранят машины нарушителей, как это практикуют, к примеру, в США, полицейские ответили: «Мы обязаны отвечать за сохранность госимущества и минимизировать последствия, хотя в целом принимать подобные меры нам закон не запрещает».

Это интересно:

Когда у водителя за долги могут отобрать машину и что делать. Репортаж

Репортаж из патруля ГИБДД: погоня, поиск пьяных и психологические трюки

5 коварных зимних «ловушек» ГАИ: за что могут оштрафовать водителя

Статьи по теме

Back to top button
Close