Чем интересен факторинг в условиях высоких процентных ставок — РБК Отрасли
Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
В последние годы все основные кредитные банковские инструменты показывают хорошую динамику, но факторинг при этом растет наиболее быстрыми темпами. По данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК), за третий квартал этого года портфель российского рынка факторинга вырос на 16% и достиг в октябре 2,73 трлн руб., прирост портфеля относительно аналогичного периода прошлого года составил 52%. Для сравнения: по данным Банка России, портфель кредитов российских банков юридическим лицам за третий квартал вырос на 6,4%, прирост за год оказался на уровне 21,8%. По итогам прошлого года рынок факторинга вырос, по оценкам АФК, на 57% против роста на 20,1% сегмента корпоративного банковского кредитования.
Дело в том, что в кризисные времена, в частности во времена высоких процентных ставок, спрос на факторинговые операции традиционно растет, и это связано со спецификой продукта. Высокие процентные ставки — это не просто дорогие заимствования, но также общее ужесточение условий банковского кредитования, повышение требований к качеству залогов. Многие компании начинают испытывать сложности с рефинансированием долга, сталкиваются с недостатком оборотных средств. Возникают риски дефолтов, происходит рост взаимного недоверия контрагентов в цепочках поставок. В этих условиях факторинговые компании принимают эти риски на себя, обеспечивают процесс товарного кредитования и необходимого уровня оборотных средств. Таким образом, факторинг — это не только быстрые деньги на небольшой по сравнению с кредитами срок, но и защита бизнеса от неплатежей.
Поскольку вместе с отсрочкой платежа в турбулентных условиях нормой становится и просрочка оплаты, которая может существенно тормозить развитие бизнеса, все более актуальным становится факторинг без регресса, когда фактор выкупает у клиента дебиторскую задолженность и страхует риск неполучения выручки. Это решение всегда было востребовано у крупных компаний, а сейчас набирает популярность и среди малых предприятий. В настоящее время спрос на беззалоговое финансирование и авансирование счетов демонстрируют компании всех сегментов, будь то малый и средний бизнес или крупные компании — всем нужны оборотные средства на ведение бизнеса.
Кроме того, психологически факторинг воспринимается проще, чем кредит. Действительно, есть такая известная поговорка, иллюстрирующая отношение людей к заимствованиям: «Долг не ревет, а спать не дает». Это про то, что каждый заем надо возвращать и постоянно думать о том, где взять деньги на погашение. Это относится к таким продуктам, как кредиты или лизинг, но в факторинге все иначе: задолженность перед банком будет погашена из платежа покупателя за поставку или оказанную услугу.
Еще одна важная особенность факторинга — условия предоставления финансирования. В факторинге финансирование — это собственная будущая выручка компании, но полученная раньше и в объеме отгруженной поставки или оказанных услуг. А комиссия банку — это процент от полученного финансирования, который оплачивается или в начале, или в конце сделки, но не по графику платежей. Это сильно упрощает управление финансами компании: в отличие от кредитов на фиксированный срок и даже от возобновляемых кредитных линий нет необходимости выбирать между риском не получить вовремя необходимое финансирование и риском занять слишком много и потом платить за использование этих средств.
Ставки факторинга сейчас сопоставимы со стоимостью кредита, но клиент может рассчитать, сколько он заплатит за факторинг по каждой поставке, и заложить эти расходы в маржу. И пока компания производит и продает свою продукцию или оказывает услуги, факторинг помогает ей развивать бизнес.
В отраслевом разрезе темпы роста объемов портфелей факторов в целом сегодня соответствуют темпам развития самих секторов. Например, в текущем году активно рос авторынок, и спрос на решения для финансирования складов автодилеров был весьма существенный. Также хорошую динамику продемонстрировали торговля продуктами питания и алкогольными напитками, розничная торговля на маркетплейсах. Вообще же факторинг востребован во многих отраслях, и им активно пользуются не только торговые, но и производственные компании, представители металлургии, пищевого производства, химической промышленности. В последние два года растет интерес со стороны логистики — многие компании, связанные с грузоперевозками и оказанием складских услуг, уже распробовали наш продукт.
При этом основной запрос со стороны клиентов сейчас — простой, понятный, а главное, быстрый способ получения денег от фактора. Поэтому усилия факторинговых компаний в этом году в основном были сосредоточены на упрощении клиентского пути, автоматизации и цифровизации бизнес-процессов. Мы, например, активно развивали цифровые продажи, стараясь обеспечить клиенту доступ к факторингу в любой точке контакта с банком, настраивали предодобренные решения, оптимизировали скоринговые модели, сокращали до минимума перечень документов, необходимых для рассмотрения сделки, улучшали цифровой онбординг и автоматизировали процесс операционного обслуживания.
В будущем мы предполагаем, что рынок факторинга ждет некоторое замедление темпов роста: результаты последних двух лет едва ли удастся повторить. Причина в том, что спрос на факторинг увеличивается параллельно с ростом потребительской активности, а в условиях очевидного снижения темпов экономического роста выдающихся результатов ожидать не приходится.
Вместе с тем текущая высокая инфляция и дальнейший рост ключевой ставки ЦБ дадут возможность факторингу показывать более интересные результаты по сравнению с другими финансовыми инструментами. Мы ожидаем сохранения высокого спроса на факторинг без регресса, позволяющий продать дебиторскую задолженность и исключить риск неполучения выручки. Также бизнесу будет интересен агентский факторинг как замена простому оборотному кредиту, позволяющая обеспечить финансирование без наращивания долга.