Что такое моточасы, как их считать и для чего они нужны :: Autonews

  1. Что такое
  2. Виды счетчиков
  3. Как перевести в километры
  4. Как учитывать
  5. Через сколько менять масло в двигателе

Что такое моточасы

Моточас, или мотор-час — это единица измерения ресурса двигателя. Используется для определения пробега и износа мотора на технике, к которой плохо применим классический счетчик километров — одометр.

Прежде всего в моточасах оценивают пробег тяжелой и специализированной техники: тракторов, бульдозеров, кранов. Актуальна такая система учета и для слабосильных двигателей. Например, в моточасах удобно измерять остаток времени до обслуживания на лодках, квадроциклах и подобных транспортных средствах. Другими словами, моточасы используют там, где регламенты по километражу неудобны или неприменимы совсем. Например, для экскаватора, за год проезжающего от силы несколько километров, удобнее и логичнее считать время работы, а не пробег. Тем не менее учет моточасов — это не просто таймер, установленный на замке зажигания.

Для более точного расчета нагрузки на силовую установку моточас имеет нелинейную характеристику замеров. К этому моменту вернемся чуть позже.

Для экскаватора, за год проезжающего от силы несколько километров, удобнее и логичнее считать время работы, а не пробег
Для экскаватора, за год проезжающего от силы несколько километров, удобнее и логичнее считать время работы, а не пробег (Фото: Sergey Elagin / Business Online / Global Look Press)

Виды счетчиков моточасов

  • Электромеханический. Классический вариант. На сегодняшний день считается устаревшим, но на простой технике типа трактора «Беларусь» актуален до сих пор.
  • Электронный. В работе опирается на сигналы сразу с нескольких датчиков от различных систем двигателя.
  • Индукционный. Подсчитывает количество генераций импульсов зажигания. Неприменим к дизельным моторам.
  • Вибрационный. Заранее калибруется на каждой конкретной машине и ориентируется на уровень вибраций силовой установки, изменяющийся в зависимости от оборотов и нагрузки.

Как перевести моточасы в километры

На данный вопрос есть два ответа. Формально существует определение моточаса с точки зрения приказа Государственного таможенного комитета № 609, утвержденного 2 октября 1996-го. В соответствии с ним один моточас равняется 25 км пробега для автомобилей, 10 км для колесных тракторов и 5 км для гусеничных тракторов. Понятно, что значения крайне усреднены и являются лишь ориентировочными. Куда точнее расчет производит специальный прибор, установленный непосредственно в технике, — счетчик моточасов.

Как считать моточасы

Для подсчета истраченного и остаточного ресурса двигателя на спецтехнике применяется особый прибор. Он так и называется — счетчик моточасов. Исполнение может принципиально различаться и зависит от года выпуска и стоимости устройства. Ранее ресурс считали самые простые механизмы наподобие тахометра — они лишь определяли обороты коленвала. Сегодня на сложные специализированные машины ставят электронные устройства, умеющие считывать множество факторов. Так, продвинутый счетчик одновременно работает с оборотами, температурой масла, импульсами зажигания (если двигатель бензиновый), уровнем вибрации и т. п. Все это учитывается блоком управления, который на основе всех данных вычисляет израсходованные моточасы.

Сегодня на сложные специализированные машины ставят электронные устройства, умеющие считывать множество факторов (Фото: prokatis.ru)

Формула расчетов моточасов по оборотам

Если прибор не такой «умный», как в примере выше, может применяться классическая упрощенная формула по оборотам. Согласно ей, считается, что один моточас на холостых равен часу астрономическому (обычному). С повышением оборотов до средних моточас «ускоряется» на треть, на высоких оборотах — на две трети. Конечно, что считать средними и высокими оборотами — тоже вопрос открытый. Да и двигатели совершенно разные. Тем не менее подобные формулы и сегодня применяют для простых машин.

Через сколько моточасов менять масло в двигателе

Определение срока замены масла является основной задачей учета моточасов. Водитель (или старший механик парка) периодически фиксирует показания счетчика и планирует техобслуживание заранее. В общем случае считается, что интервалы в зависимости от типа моторного масла должны быть следующими:

  • 170–200 моточасов для полусинтетики;
  • 200–250 моточасов для дешевой синтетики (класс SJ/SL по API);
  • 250–300 моточасов для гидрокрекинговой синтетики (класс SM/SN по API);
  • 300–350 моточасов для высококачественной синтетики (ПАО-основа).

Отметим, что, так же как и в случае с оборотами, ориентироваться на приведенные цифры стоит лишь в крайнем случае. Куда правильнее отталкиваться от рекомендаций производителя техники и характеристик конкретного масла. Кроме того, необходимо брать в расчет климатические условия и интенсивность рабочей нагрузки на технику.

Читайте также:

Статьи по теме

Добавить комментарий

Back to top button
Close