Что такое ошибка P0420 и как ее устранить :: Autonews
Что такое P0420
Ошибка Р0420 расшифровывается как «низкая эффективность катализатора». На английском может звучать как catalyst system efficiency below threshold. Данный код сообщает о плохой пропускной и очистительной способности каталитического нейтрализатора — что это такое и для чего нужно, мы подробно обсуждали в данной статье.
Неисправность не является помехой к дальнейшему движению, однако стоит помнить, что забитый катализатор «душит» двигатель, не позволяя ему развивать номинальную мощность и крутящий момент. Заодно возрастает расход топлива, а также может возникнуть повышенная дымность и резкий неприятный запах выхлопных газов. Опишем базовые симптомы более подробно.
Признаки ошибки
- Значок Check engine на приборной панели. Также на некоторых автомобилях есть специальный символ «перегрев катализатора» — в ряде случаев он может загореться заодно с «чеком» как следствие основной ошибки Р0420.
- Увеличение расхода топлива. Состав выхлопных газов, очищаемых катализатором, контролируется вторым кислородным датчиком (лямбда-зондом). В интернете бытует мнение, что вторая «лямбда» исключительно контрольная и ни на что не влияет, но это не так. Действительно, ее роль в смесеобразовании несравнимо ниже первой (которая стоит в выпускном коллекторе). И тем не менее на показания датчика после катализатора блок управления также ориентируется, корректируя смесь.
- Снижение динамики. Забитый или разрушенный катализатор мешает нормальному движению выхлопных газов, из-за чего в выпуске создается подпор. Давление газов в коллекторе и трубе после него растет — это мешает нормальной работе двигателя, снижая мощность и также увеличивая расход.
При уменьшении номинальной производительности катализатора все три признака так или иначе комбинируются. Подробнее про причины возникновения Check engine можно почитать тут.
Причины ошибки P0420
Снижение производительности катализатора может быть как временное, так и необратимое. Соответственно, разнятся и причины. Перечислим основные.
- Плохое качество топлива. Вообще суррогатное горючее может вызывать множество временных кодов ошибок, но среди них «чек» по катализатору — один из самых частых. Если дело только в составе бензина (про дизели не говорим, там система очистки иная), обычно «лечение» заключается в новой порции топлива на хорошей заправке.
- Естественный износ. В этом случае внутренняя структура катализатора, состоящая из покрытых ценными металлами сот, с годами загрязняется налетом из продуктов горения. Вообще современные катализаторы рассчитаны на срок службы 200–400 тыс. км, но практика всегда вносит коррективы. Особенно это актуально для российских регионов, где качество бензина вне охвата сетевых заправок часто оставляет желать лучшего.
- Механическое разрушение. Керамическая сотовая структура довольно хрупкая. Достаточно один раз «удачно» приложиться выпуском о камень или жесткую межколейку в районе катализатора, и часть сот может отломиться. Кроме того, нередко внутренности крошатся из-за ненормально высокой температуры выхлопа (причины тому бывают разные).
Чем опасен осыпавшийся катализатор
Разрушение сот катализатора, помимо факта снижения производительности, опасно еще тем, что частицы керамики может засосать в двигатель. Как ни странно может показаться, газы в выпускном тракте не двигаются строго в направлении улицы. Почти всегда в магистрали есть пульсации, и уже вышедшие в коллектор газы частично затягиваются обратно в цилиндр. Соответственно, попадание туда посторонних предметов может привести к печальным последствиям. Вплоть до капремонта двигателя.
Как устранить ошибку P0420
Если дело только в бензине, все пройдет само. Нужно лишь сжечь большую часть суррогата в баке, заместив его нормальным топливом. Но когда причина не в деревенской заправке, выходом будет только ремонт. И здесь возможны два сценария.
- Полноценный ремонт в соответствии с предписанными производителем алгоритмами. Подразумевает замену катализатора на новый оригинальный. При этом заодно проверяются кислородные датчики (лямбда-зонды) и при необходимости тоже меняются. Крайне дорогостоящая процедура, среди наших автомобилистов практикующаяся нечасто.
- Удаление заводского катализатора и установка пламегасителя. Компромиссный вариант, наиболее распространенный в России ввиду относительной дешевизны и эффективности. Разумеется, ни о какой очистке выхлопных газов речи уже не идет, зато «пламегас» стоит кратно дешевле родной детали. А чтобы не «ругалась» вторая лямбда и не зажигала ошибку P0420, к ней в пару (или вместо нее — зависит от мастера) ставится так называемая обманка. Это набор электронных компонентов, в самом примитивном варианте включающий резистор и конденсатор. Эти элементы врезаются в проводку кислородного датчика и дают блоку управления «правильный» сигнал о составе выхлопа.
Правда, работает такая схема только на самых простых инжекторах. Для современных машин, чутких к любым изменениям, применяются более сложные ухищрения: от перепрошивки блока до установки родной «лямбды» через специальную проставку. Она представляет собой микрокатализатор, действительно очищающий газы до заводской кондиции. Только объем «правильного» выхлопа составляет всего пару кубических сантиметров — ровно столько, чтобы давать «нюхать» лямбде и не позволять ей инициировать код P0420.
Но, конечно, даже самые продвинутые обманки не сделают выхлоп чистым и нетоксичным на запах. Да и расход по сравнению с новым заводским выпуском будет чуть выше. Тем не менее пламегаситель плюс правильная обманка — самое популярное решение по соотношению цена — эффективность.
Читайте также: