Пот и слезы: как стриминги в Индии заработали $1 млрд на крикете и драмах — РБК Отрасли
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Согласно отчету MPA, чаще всего зрители стриминговых сервисов Индии в этом году смотрели спортивные соревнования и драмы. Суммарно эти жанры привлекли более 60% всей аудитории. Спорт, а именно крикет, заметно превосходит остальные категории на стримингах — из 15 самых просматриваемых тайтлов девять касаются спорта, из них шесть принадлежат Board of Control for Cricket in India (BCCI).
Самыми популярными по просмотрам событиями года стали турниры Индийской премьер-лиги по крикету (IPL 2024) и чемпионата мира по крикету ICC Men's T20 World Cup 2024. Согласно данным Broadcast Audience Research, официальный вещатель Star Sports зафиксировал охват 546 млн зрителей за 67 матчей IPL, а на стриминге JioCinema пиковая численность аудитории достигала 600 млн человек. За финалом же чемпионата Т20 между Индией и Южной Африкой одновременно наблюдали 53 млн.
Если говорить о драмах, привлекших четверть аудитории, то, по мнению вице-президента MPA Михира Шаха, самым просматриваемым был формат ежедневных сериалов продолжительностью от 40 до 120 эпизодов в сезоне. Такие проекты являются самыми прибыльными и востребованным среди так называемых freemium-сервисов, где часть функций распространяется бесплатно, а за дополнительные предусмотрена отдельная плата.
За первую половину 2024 года на индийских видеосервисах транслировалось 8 трлн минут контента. Безусловным лидером по просмотрам является YouTube — именно там индийские зрители провели 92% времени. Оставшиеся 8% поделили между собой стриминги и freemium-сервисы.
Несмотря на перекос на рынке, самыми финансово успешными стали стриминговые сервисы, а именно Jio Cinema, Netflix и Disney+ Hotstar. Суммарно они получили 70% всей прибыли в нише. Лучших показателей добился местный Jio Cinema, который получил 36% общего заработка. Сервис является одним из самых быстрорастущих в Индии и в сентябре преодолел отметку 16 млн подписчиков.
Несмотря на стремительный рост локальных игроков, лидером рынка по-прежнему является Disney+ Hotstar, который принадлежит Disney Star — дочерней компании индийского подразделения Disney. Даже падение числа платных подписчиков на 500 тыс. не смогло сдвинуть сервис с первой позиции в отрасли. У сервиса 35,5 млн подписчиков, и он с отрывом является самым популярным в стране, в первую очередь из-за эксклюзивного контента. Например, у Disney+ Hotstar есть цифровые права на трансляцию всех матчей ICC в Индии. У сервиса сегодня около 38 млн платных подписчиков.
Стабильнее же всех дела идут у Netflix. После ряда успешных релизов аудитория сервиса в стране начала расти, и сейчас индийский рынок является для компании вторым в мире. Лишь за второй квартал 2024-го сервис привлек 2,83 млн новых подписчиков в Тихоокеанском регионе, суммарно на сервис там сейчас подписаны 12 млн человек.
Рост аудитории VoD-сервисов (Video on Demand) связан с несколькими факторами. Один из них — доступность мобильного интернета в Индии. В среднем в стране на 100 человек приходится 82 смартфона. В Индии также хорошее покрытие сети: 70% страны имеет доступ к 4G. А государственный министр по вопросам развития сельских районов и связи доктор Пеммасани Чандрасекхар считает, что к марту 2025 года покрытие и вовсе станет стопроцентным. К тому же некоторые международные компании, например Nokia, видят потенциал в индийской индустрии связи и активно вкладываются в нее.
Другой возможной причиной роста популярности стриминговых сервисов этим летом может быть экстремальная жара на севере и западе страны. Катаклизм пришелся на период проведения турнира IPL, и люди смотрели крикет из дома вместо похода на стадион. Такого мнения придерживается глава TAM Media Эл Ви Кришнан.
Так или иначе, индустрия стриминговых сервисов в Индии продолжает расти. Аналитики ожидают, что к 2028 году рынок VoD достигнет там общей стоимости $13 млрд с ежегодным ростом 8%. В этот сектор также активно инвестируют: по данным другого отчета MPA, в ближайшие пять лет Индия может привлечь $17 млрд инвестиций в свою креативную экономику.
Помимо иностранных инвестиций сами сервисы не настроены упускать потенциальную прибыль и новых подписчиков. У всех платформ есть собственные уникальные проекты и контент-план до конца года, который не позволит индустрии сбавить обороты.
При этом потенциальный рост рынка стримингов в Индии пока не ограничен количеством подписчиков: наоборот, на местном рынке еще достаточно потребителей, которые пользуются пиратскими сервисами, но готовы перейти на официальные площадки. По данным EY, около половины потребителей контента в Индии в той или иной степени пользуются услугами пиратов. Примерно 64% из них готовы отказаться от них в пользу бесплатных тарифов на стриминговых сервисах.