Скорость против цены: почему быстрая доставка становится стандартом — РБК Отрасли
Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
В условиях активно развивающегося рынка e-commerce конкуренция на маркетплейсах становится все более жесткой. Только на Wildberries и Ozon к концу текущего года количество продавцов должно вырасти в полтора раза и достигнуть 700 тыс., по прогнозам аналитиков Data Insight. Покупатели привыкли к хорошему сервису: мы видим запрос на быструю доставку и популярные товары по привлекательной цене. Причем если приходится выбирать между ценой и скоростью доставки, для многих второе предпочтительнее, чем более низкая цена.
Во время пандемии люди привыкли к быстрой доставке продуктов питания и ожидание сервиса такого же уровня перенесли на другие товары. Поэтому скорость доставки стала одним из ключевых критериев на рынке, который влияет на решение человека купить тот или иной товар, следует из исследования Data Insight. Более 70% опрошенных отметили, что, прежде чем сделать заказ, они смотрят на условия доставки, среди которых скорость — приоритет.
Маркетплейсы активно развивают сервисы в этом направлении. Ведь скорость доставки определяется возможностями логистики. На развитых рынках, например в Китае, где около половины всей торговли составляет электронная коммерция, такая высокая доля достигнута в том числе благодаря развитой логистической инфраструктуре. Это выгодно не только покупателям, но и самому бизнесу. По данным PWC (исследования проведены в 25 странах), 41% опрошенных готовы оплачивать доставку в тот же день, в то время как 24% покупателей готовы заплатить больше, если получат посылку в течение одного-двух часов.
В России этот процесс на базе ряда проектов тоже эффективно налажен. Например, на нашей площадке оперативная доставка осуществляется благодаря 14 складам в торговых центрах «Мега» — недалеко от черт городов. В отличие от классического фулфилмента, где склады находятся на удалении, такая близость позволяет охватывать значимые территории городов быстрой доставкой день в день. Вместительность складов позволяет при этом обеспечивать широкий ассортимент доставки.
Безусловно, и качество товара остается одним главных факторов при выборе со стороны покупателей. Как показывает практика наших продавцов, принятие решения о покупке для человека становится сложнее при стоимости товара от 1–2 тыс. руб. Требования к соотношению цены и качества возрастают. Если это импульсивная покупка, желание совершить которую возникает на распродажах или в «горячий» сезон, покупателем больше руководят эмоции, нежели внимание к деталям товаров. Если исходить из ассортимента, товары для красоты, например, должны быть очень качественными, ведь их приобретают с целью заботы о себе, товары же для дома и кухни должны быть практичными, удобными, иметь хорошую гарантию и определенный сервис.
В сегменте малой электроники и аксессуаров для гаджетов конкуренция хоть и высокая, но ниша продолжает развиваться — по рыночным данным, рост таких товаров в штуках обгоняет рост в рублях, это обусловлено изменениями предпочтения рынка в сторону снижения среднего чека и спроса на недорогие модели. И здесь скорость доставки играет очень важную роль. Поломки, повреждения такой техники обычно требуют быстрой замены, поскольку во многих случаях без нее невозможно обойтись.
Уход популярных иностранных компаний из России отразился на выборе потребителей: предпочтения теперь отдаются брендам, предоставляющим гарантийное обслуживание. Например, при покупке миксера компании, покинувшей российский рынок, обратиться в официальный сервис обслуживания и ремонта не получится в случае поломки изделия. Это дает определенные преимущества брендам, которые официально представлены на рынке: в большинстве случаев они предоставляют сервисное обслуживание. Мы активно способствуем продвижению российских производителей — например, с помощью разделов «Сделано в России» и «Сделано в Москве» поддерживаем бизнес и даем возможность покупать отечественные товары.
Онлайн-продажа товаров из категорий малой бытовой техники, игровой периферии, аксессуаров для смартфонов в ближайшей перспективе останется привлекательной для предпринимателей за счет того, что площадки располагают высоким трафиком покупателей. Однако выделиться на фоне конкурентов становится все сложнее. На старте продаж на маркетплейсе весомые финансовые вложения необходимы для того, чтобы закрепиться на первых страницах площадки, привлечь внимание пользователей, собрать необходимое количество отзывов и главное — организовать доставку товаров. Покупки таких товаров онлайн привлекают людей своей доступностью и предоставляемыми маркетплейсом логистическими возможностями. При этом с точки зрения малого бизнеса затраты на логистику, если организовать все своими силами, несопоставимо выше, чем использование инфраструктуры маркетплейса с сетями складов, автопарком и курьерами.
Как правило, у маркетплейсов уже выстроена логистика, и селлер сразу может встроиться в эту инфраструктуру. Например, продавцы «Мегамаркета» могут привезти свой товар на один из больших складов, где маркетплейс уже сам распределит поставки между 14 складами по всей России. Это обеспечивает лучшее покрытие логистической сети по регионам и делает быструю доставку доступной для всех продавцов.
Декабрь и январь — традиционное время покупки и доставки подарков. Как правило, в этот период растет спрос не только на электронику, но и на аксессуары к ней: чехлы, защитные стекла для смартфонов, игровую периферию, наушники. Люди часто рассматривают эти товары в качестве подарка близким благодаря универсальности — они нужны всем. Одновременно с ростом спроса возрастают и риски в логистике, обусловленные в том числе погодными условиями, загруженностью дорог и другими обстоятельствами, связанными с завершением года. Логистика маркетплейса и инфраструктура селлера, работающая внутри района, гарантируют быструю и бесперебойную доставку товаров в праздники.
Резюмируя, обеспечить быструю доставку товаров повседневного спроса — необходимое условие для поддержания конкурентоспособности для продавцов в наше время. Дать клиенту необходимый уровень сервиса помогут маркетплейсы с развитой логистической инфраструктурой. При этом чтобы выделиться на фоне конкурентов с развитыми карточками товаров, не потратив колоссальные маркетинговые бюджеты, необходимо выставлять свой товар на площадках с выигрышным соотношением трафика и предложений от конкурентов. Такие площадки есть, а значит, перспективы роста для продавцов — тоже.