ЦБ не стал поднимать ключевую ставку. А что будет с ценами на машины :: Autonews

На заседании ЦБ принято решение о сохранении ключевой ставки на прежнем уровне — 21%.

До этого регулятор на четырех заседаниях подряд ставку поднимал. Последнее повышение — с 19% до рекордных 21% — произошло в октябре.

Для рынка сегодняшнее решение стало неожиданным. Согласно ранее проведенному опросу РБК, подъема ставки на 200 б.п., до 23%, ожидали 23 из 30 экспертов. Четверо допустили, что ставка может быть поднята сразу до 25% годовых. Еще один эксперт ждал пересмотра ставки на 300 б.п. — до 24%. Лишь двое не стали исключать, что уровень базовой ставки останется неизменным — 21%.

Повышение Банком России ключевой ставки вынудило бы представителей автомобильного рынка и кредитных организаций реагировать на решение регулятора. В этом случае автомобили должны были снова вырасти в цене и стать еще менее доступными для населения.

Как ключевая ставка влияет на авторынок

Ключевая ставка, по мнению опрошенных экспертов, ощутимо влияет на отечественный авторынок. Но это не прямое, а опосредованное влияние.

«Ключевая ставка и ее динамика оказывают влияние на всю экономику страны, на многие аспекты бизнеса. Но влияние это все же косвенное и отложенное», — считает директор международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова.

Фото: KELENY / Shutterstock / FOTODOM Статьи 19 ноября Рынок автокредитования падает. Какие ставки и условия предлагают банки
Статьи 15 ноября Рынок устал, в салонах — никого. Дилеры пожаловались на крах автопродаж

«Высокая ключевая ставка, и тем более ее рост, снижает уровень продаж машин. Это было заметно по динамике ноября, когда рынок сильно упал», — пояснил заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.

Фото: Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

По словам директора по развитию ГК «Альфа-Лизинг» Илариона Демчикова, сохранение ключевой ставки на текущем уровне можно расценивать как позитивный знак, поскольку индексация увеличивает кредитные и лизинговые платежи — наиболее востребованные форматы покупки автомобилей для физических и юридических лиц.

Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский напомнил, что размер ключевой ставки является лишь одним из факторов, влияющим на продажи автомобилей. «Банки, которые предоставляют финансирование дилерам, устанавливают надбавку к этой ставке в размере от 7 до 11%. То есть при текущей ставке реальная стоимость денег у компаний — от 28%. Если, к примеру, ставку поднять до 25%, то стоимость денег станет 36%», — пояснил Андрей Ольховский.

Что с автокредитами

Особенно сильно ставка утильсбора влияет на автокредитование. Так, после последнего ее повышения выдача автокредитов в ноябре сократилась к октябрю на 30,4%. Если в октябре было удовлетворено 119,2 тыс. обращений, то в ноябре — всего 82,9 тыс. Такими цифрами оперирует Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Для сравнения: в сентябре было выдано 170,2 тыс. автокредитов. В денежном выражении объем выданных в ноябре автокредитов по сравнению с октябрем также уменьшился на 33,5%, до 110,1 млрд руб. Кредиты в текущей экономической ситуации — одна из важнейших мер поддержки отечественного авторынка: до 80% машин сегодня покупается с привлечением заемных средств.

«При высокой ключевой ставке кредиты получать сложнее, особенно заемщикам с долей кредитной нагрузки более 50%, — пояснил Ренат Тюктеев. — Помимо этого, при повышении ключевой ставки происходит рост кредитных ставок».

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», считает, что банки постараются сохранить существующие условия для автокредитов.

Фото: OATZ To Go FACTORY / Shutterstock / FOTODOM

Отдельные надежды специалист связывает с изменением поведения россиян. Баранов считает, что возможен переход на коллективное приобретение и использование автомобилей, что уменьшит размер суммы, которую нужно брать в кредит.

«Кто-то будет пользоваться услугами каршеринга, кто-то арендовать автомобиль или брать его в лизинг, а кто-то и вовсе будет пользоваться услугами общественного транспорта. Различные изменения, которые происходят с отечественным авторынком, показывают не только его гибкость, но и будут ответом на изменения, которые происходят с рынком автокредитования», — конкретизировал эксперт.

Иларион Демчиков предположил, что Центробанк в следующем году продолжит ужесточать денежно-кредитную политику. Например, увеличиваться могут как ценовые параметры (ставки по кредитам), так и неценовые (срок, объем, требования к заемщику). Из-за подобных мер уровень кредитования, в том числе корпоративного, может снизиться на 10% и более.

Будут ли машины и запчасти

По словам экспертов, бизнес уже адаптировался к действующей ключевой ставке. Шоковым стал лишь первый резкий скачок.

«Все компании адаптировались к новым условиям», — уверена Татьяна Овчинникова. По ее словам, цены на автозапчасти в основном зависят от курса валют, стоимости логистики, дефицита или профицита на рынке, влияющих не опосредованно, а напрямую.

Фото: ME Image / Shutterstock / FOTODOM

Ольховский напомнил, что ключевая ставка влияет на все процессы и все виды деятельности, в том числе и на запчасти: «Чтобы содержать склад запчастей, нужно инвестировать в него средства, которые привлекаются под высокую ставку коммерческих банков. Но если рассмотреть этот вопрос в том ключе, могут ли банки сделать более лояльные условия по кредитам, ответ — да. Абсолютно точно совместно с Банком России может быть найден механизм, учитывающий и цели банка России, и цели коммерческих банков».

По мнению Рената Тюктеева, рост цен на запасные части и расходные материалы не будет выбиваться из общей канвы роста цен на новые машины. Содержать транспортные средства будет дороже, но не сложнее, чем сейчас.

Дмитрий Баранов также уверен, что в России по-прежнему будут широко представлены как отечественные, так и импортные автомобили, притом даже тех марок, которые официально не присутствуют в стране. То же касается комплектующих и запасных частей.

Насколько вырастут цены

Андрей Ольховский считает, что средняя стоимость автомобилей в следующем году может вырасти до 10%. Он также отметил, что в случае падения продаж автомобилей на 25–30% может сильно измениться дилерская сеть: сократится число точек обслуживания автомобилей. Это, в свою очередь, может сказаться на безопасности эксплуатации транспортных средств.

По оценке Рената Тюктеева, в 2025 году средняя стоимость продаваемых машин станет выше на 7–10%. Относительно скромный рост специалист связывает с тем, что по отношению к 2022 году автомобили уже подорожали на 46%, а к 2023-му — на 14%: за два последних года основной рост был отыгран. «В силу того что доля китайских брендов уже перевалила за 60% в общей корзине продаж, основным триггером роста цен будет динамика юаня по отношению к рублю», — пояснил эксперт.

Иларион Демчиков не стал оперировать в своем прогнозе точными цифрами, но подчеркнул, что помимо ключевой ставки на ценообразование влияют и другие факторы. В первую очередь это индексация утилизационного сбора, стоимость логистики, транзакционные издержки при расчетах с зарубежными партнерами. Они влияют не только на стоимость самих машин, но и на стоимость комплектующих.

«Да, стоимость может увеличиться, но это связано с ростом цен на товары и услуги, изменением курсов валют, но найти какую-либо деталь или узел автовладельцы смогут», — прокомментировал ситуацию Дмитрий Баранов.

Материалы по теме:

Статьи по теме

Добавить комментарий

Back to top button
Close