ЦБ не стал поднимать ключевую ставку. А что будет с ценами на машины :: Autonews
На заседании ЦБ принято решение о сохранении ключевой ставки на прежнем уровне — 21%.
До этого регулятор на четырех заседаниях подряд ставку поднимал. Последнее повышение — с 19% до рекордных 21% — произошло в октябре.
Для рынка сегодняшнее решение стало неожиданным. Согласно ранее проведенному опросу РБК, подъема ставки на 200 б.п., до 23%, ожидали 23 из 30 экспертов. Четверо допустили, что ставка может быть поднята сразу до 25% годовых. Еще один эксперт ждал пересмотра ставки на 300 б.п. — до 24%. Лишь двое не стали исключать, что уровень базовой ставки останется неизменным — 21%.
Повышение Банком России ключевой ставки вынудило бы представителей автомобильного рынка и кредитных организаций реагировать на решение регулятора. В этом случае автомобили должны были снова вырасти в цене и стать еще менее доступными для населения.
Как ключевая ставка влияет на авторынок
Ключевая ставка, по мнению опрошенных экспертов, ощутимо влияет на отечественный авторынок. Но это не прямое, а опосредованное влияние.
«Ключевая ставка и ее динамика оказывают влияние на всю экономику страны, на многие аспекты бизнеса. Но влияние это все же косвенное и отложенное», — считает директор международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова.
«Высокая ключевая ставка, и тем более ее рост, снижает уровень продаж машин. Это было заметно по динамике ноября, когда рынок сильно упал», — пояснил заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.
По словам директора по развитию ГК «Альфа-Лизинг» Илариона Демчикова, сохранение ключевой ставки на текущем уровне можно расценивать как позитивный знак, поскольку индексация увеличивает кредитные и лизинговые платежи — наиболее востребованные форматы покупки автомобилей для физических и юридических лиц.
Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский напомнил, что размер ключевой ставки является лишь одним из факторов, влияющим на продажи автомобилей. «Банки, которые предоставляют финансирование дилерам, устанавливают надбавку к этой ставке в размере от 7 до 11%. То есть при текущей ставке реальная стоимость денег у компаний — от 28%. Если, к примеру, ставку поднять до 25%, то стоимость денег станет 36%», — пояснил Андрей Ольховский.
Что с автокредитами
Особенно сильно ставка утильсбора влияет на автокредитование. Так, после последнего ее повышения выдача автокредитов в ноябре сократилась к октябрю на 30,4%. Если в октябре было удовлетворено 119,2 тыс. обращений, то в ноябре — всего 82,9 тыс. Такими цифрами оперирует Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Для сравнения: в сентябре было выдано 170,2 тыс. автокредитов. В денежном выражении объем выданных в ноябре автокредитов по сравнению с октябрем также уменьшился на 33,5%, до 110,1 млрд руб. Кредиты в текущей экономической ситуации — одна из важнейших мер поддержки отечественного авторынка: до 80% машин сегодня покупается с привлечением заемных средств.
«При высокой ключевой ставке кредиты получать сложнее, особенно заемщикам с долей кредитной нагрузки более 50%, — пояснил Ренат Тюктеев. — Помимо этого, при повышении ключевой ставки происходит рост кредитных ставок».
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», считает, что банки постараются сохранить существующие условия для автокредитов.
Отдельные надежды специалист связывает с изменением поведения россиян. Баранов считает, что возможен переход на коллективное приобретение и использование автомобилей, что уменьшит размер суммы, которую нужно брать в кредит.
«Кто-то будет пользоваться услугами каршеринга, кто-то арендовать автомобиль или брать его в лизинг, а кто-то и вовсе будет пользоваться услугами общественного транспорта. Различные изменения, которые происходят с отечественным авторынком, показывают не только его гибкость, но и будут ответом на изменения, которые происходят с рынком автокредитования», — конкретизировал эксперт.
Иларион Демчиков предположил, что Центробанк в следующем году продолжит ужесточать денежно-кредитную политику. Например, увеличиваться могут как ценовые параметры (ставки по кредитам), так и неценовые (срок, объем, требования к заемщику). Из-за подобных мер уровень кредитования, в том числе корпоративного, может снизиться на 10% и более.
Будут ли машины и запчасти
По словам экспертов, бизнес уже адаптировался к действующей ключевой ставке. Шоковым стал лишь первый резкий скачок.
«Все компании адаптировались к новым условиям», — уверена Татьяна Овчинникова. По ее словам, цены на автозапчасти в основном зависят от курса валют, стоимости логистики, дефицита или профицита на рынке, влияющих не опосредованно, а напрямую.