«Восьмерке» — 40 лет. Главные факты о хетчбэке, которые мало кто знает :: Autonews

В декабре 1984 года, то есть ровно 40 лет назад, с конвейера завода в Тольятти начал сходить трехдверный хетчбэк ВАЗ-2108 с передним приводом. Выпуск модели продолжался целых 20 лет и был остановлен в 2004 году. За это время на предприятии собрали 884 657 экземпляров модели, которая приобрела в нашей стране статус культовой.

Autonews.ru вспомнил самые любопытные факты о легендарной модели, которая кардинальным образом изменила отечественный автопром.

Первый прототип и климатические тесты

Эскиз новой модели АвтоВАЗа
Эскиз новой модели АвтоВАЗа (Фото: АвтоВАЗ)

Разработка ВАЗ-2108 началась еще в 70-х годах прошлого века. Правда, тогда проект еще носил название «Гамма». К примеру, первый эскиз будущей модели датируют весной 1977 года. Уже в следующем году на заводе в Тольятти был собран первый тестовый экземпляр машины.

Испытания модели по своей сложности и строгости ничем не уступали тестам современных автомобилей. Так, тестовые прототипы отправили в различные регионы страны от Средней Азии до Сибири. Цель была испытать автомобиль в разнообразных климатических и дорожных условиях.

Статьи 6 ноября «Москвичу» — 94 года. Необычные модели, о которых вы даже не догадывались
Статьи 9 сентября «Копейке» — 54 года: необычные факты о ВАЗ-2101, которые мало кто знает

При этом официально о разработке принципиально новой для Советского Союза модели было объявлено только в начале 1981 года. Соответствующее заявление на XXVI съезде КПСС сделал тогдашний министр автомобильной промышленности страны Виктор Поляков. Чиновник сообщил, что за разработку автомобиля отвечают тольяттинские специалисты, и пообещал, что новая переднеприводная модель ничем не будет уступать зарубежным аналогам.

Автомобиль ВАЗ-2108 «Спутник» у павильона № 70 на выставке «Автопром-84», приуроченной к 60-летию советского автомобилестроения, на Выставке достижений народного хозяйства СССР, Москва, август—сентябрь, 1984 г. (Фото: Виталий Созинов / ТАСС )

Цены и название

Днем рождения легендарного ВАЗ-2108 различные источники называют сразу три даты — 17, 18 и 19 декабря 1984 года. В один из этих дней стартовало производство (правда, изначально в пусконаладочном режиме) первого трехдверного переднеприводного хетчбэка в СССР. Полноценный серийный выпуск новой модели начался 22 декабря, а в продажу машина поступила только в следующем, 1985 году.

Мало кто знает, но официально трехдверка изначально называлась «Спутник», а экспортный вариант именовался «Самарой» (позже это название стало использоваться для всего семейства модели). Однако в народе хэтчбек стал известен по прозвищу «восьмерка». Еще одно неофициальное название (правда, не столь распространенное) — «зубило». Такое прозвище машина получила за достаточно экстравагантный дизайн для того времени.

ВАЗ-2108 (Фото: AutoWP)

Стоимость модели составила 8300 руб. К примеру, средняя зарплата в стране тогда составляла чуть более 190 руб. Причем нередко автомобиль продавали по более высоким ценам из-за установленного дополнительного оборудования (прямо как и сейчас). Например, это могли быть задний стеклоочиститель с омывателем, дополнительные ремни безопасности или обогрев заднего стекла. Наличие различных опций могло прибавить к стоимости машины около 100 руб. При этом новинка не стала самой дорогой моделью на рынке СССР — она заметно уступала в цене более премиальным «шестеркам» и «семеркам».

Также автомобиль активно экспортировался. Высокой популярностью хетчбэк пользовался в странах Восточной Европы. Однако модель также можно было встретить, к примеру, на экзотичных для СССР рынках Великобритании и Канады. Впрочем, следует признать, что экспортные машины чаще всего проходили серьезную доработку со стороны зарубежных компаний-партнеров. К примеру, этим занимались фирмы Scaldia-Volga и Deutsche-Lada.

Tоп-версия 2108 с двигателем 1,3 л для рынка Великобритании (Фото: AutoWP)

«Клюв» и особые бамперы

Над внешностью «восьмерки» трудился советский дизайнер Владислав Пашко, до этого успевший уже поработать над культовым ВАЗ-2106 — «шестеркой». При этом многочисленные слухи, что к дизайну экстерьера советского хетчбэка приложили руку иностранные специалисты, подтверждений на данный момент не нашли.

Главная фишка во внешности «зубила» — очень своеобразная форма радиаторной решетки, которая в народе получила название «клюв». При этом такое решение встретило неоднозначную реакцию со сторон водителей (на западе такую решетку и вовсе старались сразу же заменить). Еще одним нетривиальным решением в дизайне ВАЗ-2108 стали короткие крылья с пластиковой передней маской (для защиты от сколов и коррозии). Однако все эти дизайнерские фишки ушли в прошлое после рестайлинга 1992 года.

ВАЗ-2108 (Фото: AutoWP)

Также машина получила мощные ударопрочные бамперы, необычные дверные ручки в стиле Porsche и тонкие стойки, а коэффициент аэродинамического сопротивления у автомобиля составил почти 0,4. Для тех времен это стало очень впечатляющим показателем.

Что касается интерьера, то «восьмерку» можно было купить с несколькими вариантами салона, которые отличались исключительно цветами и оттенками. Причем изначально главными из них были три — кирпичный, желтый и коричневый. Обшивка сидений — тканевая.

ВАЗ-2108 (Фото: AutoWP)

Причем тут вообще Porsche

Что касается техники, то вот тут как раз не обошлось без помощи иностранных специалистов. Выбор в этом вопросе был остановлен на компании Porsche. Соответствующий контракт с этой фирмой был заключен еще в 1980 году, и с тех пор немцы вносили свои предложения в техническую часть разработки машины. Считается, что именно они настояли на установке переднего лонжерона, который заходил в пороги пола (на тот момент такое решение уже было опробовано на новом Opel Kadett). Также немецкие специалисты активно тестировали новую модель на полигонах, после чего вносили необходимые изменения в ходовую часть советского хетчбэка.

Кроме Porsche, в разработке ВАЗ-2108 приняла участие фирма UTS — «дочка» Fiat. Ее задача заключалась в помощи советским инженерам при работах над передним приводом новинки. Также на «восьмерке» активно применялись иностранные комплектующие: автомобиль получил передние дисковые тормоза от Lucas, реечный рулевой механизм ZF, карбюратор Solex и шарниры Hardy Spicer.

ВАЗ-2108 (Фото: АвтоВАЗ)

В стандартную моторную гамму модели изначально вошел 1,3-литровый агрегат с отдачей 64 л. с. Позже модель также обзавелась 1,5-литровым двигателем мощностью 70 л. с. Оба мотора работали с механической коробкой передач. При этом на экспорт «восьмерка» шла с другим двигателем — 1,1-литровым агрегатом мощностью 54 л. с.

«Тарзан» и «Наташа»

Также у ВАЗ-2108 была целая россыпь различных модификаций. Например, специально для сотрудников МВД и КГБ в СССР выпускались так называемые «догонялки». Внешне такие машины ничем не отличались от обычных версий, однако были оснащены моторами повышенной мощности. Такая модификация была и у «восьмерки» (называлась она — ВАЗ-2108‑91). В движение ее приводил двух­секционный роторно-поршневой двигатель ВАЗ-415 мощностью более 100 л. с.

Lada Natacha (Фото: AutoWP)

Кроме этого, у трехдверной модели была версия в кузове кабриолет под названием «Наташа». Необычный автомобиль был создан в 1990 году в Бельгии силами местных поставщиков и командированными сотрудниками из Тольятти. Главное новшество у такого автомобиля — складывающийся тканевый верх. Кроме этого, «Наташа» получила новые молдинги и бамперы. Автомобиль был выпущен небольшой партией, однако изредка экземпляры кабриолета по-прежнему «всплывают» в продаже на специализированных сайтах.

Однако одной из самых необычных модификаций «восьмерки» стал «Тарзан» — гибрид ВАЗ-2108 и «Нивы». Этот автомобиль был создан в 1996 году и получил несущую раму. Также машину оснастили пластиковым обвесом и задней независимой подвеской. В гамму моторов вошли 1,7- и 1,8-литровые агрегаты.

ВАЗ-210834 «Тарзан» (Фото: AutoWP)

Поспорить с «внедорожной» «восьмеркой» в экстравагантности может разве что спорткар Lada ЭВА, который была создан Экспери­ментальным вильнюсским автозаводом. Автомобиль хоть и был построен на базе ВАЗ-2108, но внешне серьезно отличался от «донора». Новинку оснастили 1,9-литровым двигателем мощностью 300 л. с. и системой полного привода. Однако история этого спорткара была недолгой. Дело в том, что машина «затачивалась» для участия в раллийных соревнованиях группы B, однако ближе к концу 1980-х годов эта категория была упразднена из-за соображений безопасности.

Lada Eva (Фото: AutoWP)

Статьи по теме

Back to top button
Close

Atomic Wallet

Jaxx Wallet

Jaxx Wallet Download

Atomic Wallet Download

Atomic Wallet App

atomicwalletapp.com

sinkronisasi reel pendek pola 4 6 spin yang sering mendahului scatter ketiga riset soft start ketika awal spin terlihat ringan tapi menyimpan momentum besar pola jam senja 18 30 20 30 aktivasi wild lebih rapat dibanding sesi lain deteksi visual micro flash efek singkat yang muncul tepat sebelum pre freespin analisis jalur simbol menyilang indikator non linear menuju burst bertingkat fenomena board padat simbol besar berkumpul sebelum tumble panjang terbuka studi turbo pendek mengapa 6 9 spin cepat lebih sering mengunci momentum perilaku reel awal saat reel 1 2 terlihat berat menjelang aktivasi multiplier pola recovery halus wild tunggal muncul setelah dead spin sebagai sinyal balik arah riset scatter tertahan ketika dua scatter bertahan lama sebelum ledakan aktual efek clean frame stabil layar terlihat bersih tepat saat rtp masuk zona seimbang analogi hujan gerimis tumble kecil berulang yang diam diam mengarah ke burst besar mapping ritme animasi perubahan tempo visual sebagai petunjuk pre burst pola jam malam 21 00 23 00 frekuensi multiplier bertingkat meningkat signifikan reel terakhir aktif aktivasi mendadak di reel 5 sebagai pemicu tumble lanjutan observasi spin manual kontrol ritme yang membantu membaca sinyal sistem deteksi low pay berpola ketika simbol kecil justru menjadi fondasi bonus studi pre burst senyap fase tenang 8 12 spin sebelum ledakan tajam jalur simbol turun naik gerakan dinamis yang mengindikasikan multiplier siap aktif blueprint sesi pendek strategi mengatur awal tengah spin agar momentum tidak terbuang reel tengah menguat pola sinkronisasi halus yang sering jadi awal scatter berlapis riset mini tumble ketika 3 tumble pendek berurutan jadi penanda bonus dekat kabut tipis di layar frame redup yang hampir selalu mengarah ke pre multiplier analisis pola jam 17 00 20 00 wild awal muncul lebih konsisten dari hari sebelumnya slide track tajam pergerakan simbol diagonal yang munculkan fase pre burst fenomena quiet board ketika 10 spin tenang justru memunculkan ledakan mendadak scatter luncur lambat indikator unik bahwa freespin akan terealisasi setelah 2 4 spin pola spin turbo ringkas efektivitas 7 turbo cepat dalam memicu tumble besar perubahan warna clean frame efek putih pucat yang jadi kode sebelum multiplier aktif riset simbol berat ketika high pay turun lebih banyak dari biasanya menjelang bonus analisis rotasi vertikal jalur simbol memanjang yang memperkuat potensi burst pola jam dingin 02 00 04 00 scatter sering bertahan lama sebelum akhirnya terkunci fs simulasi 3000 spin frekuensi wild grip muncul tinggi di pola malam hari reel 5 hyper active tanda bahwa sistem sedang mendorong momentum ke kanan analogi sungai tenang layar tanpa tumble yang justru menyimpan ledakan 2 3 putaran lagi frame gelap sesaat sinyal visual tipis sebelum scatter muncul berturut turut pola recovery wild ketika wild muncul setelah dead spin panjang sebagai pembalik keberuntungan mapping simbol rendah bagaimana low pay yang berulang bisa mengangkat probabilitas bonus reel bergerak serempak efek sinkronisasi singkat sebelum pre freespin sequence pola burst 3 lapisan ketika sistem memberikan tumble berjenjang yang mengarah ke ledakan utama